Памятка
«Как себя стимулировать к учебе?»
Подготовила: педагог психолог Марценюк В.Г.
Для начала, необходимо определиться, зачем тебе нужно лучше учиться. Особенно это актуально для тех, кого заставляют учиться взрослые. Тебе нужна цель, которая будет важна именно для тебя: поступить туда, куда ты хочешь, но где большой конкурс; стать лучшим в классе, привлечь чье-то внимание; получить похвалу и одобрение родителей; сделать так, чтобы тебя уважали учителя и т.д.
Осознание этой цели уже должно подсказывать, как заставить себя учиться. Распиши конкретные задачи — что нужно сделать, чтобы лучше учиться. Раздели эту глобальную цель на маленькие: «сделать 4 домашних задания по математике, написать на 5 контрольную по литературе, научиться считать интегральные уравнения» и так далее. Чем меньше и конкретнее задача, тем проще ее выполнить и тем проще тебе самому понять, как лучше учиться в школе и что для этого сделать.
Ходи на все уроки — в школе к прогулам относятся очень строго. Но даже если пропускаешь уроки по уважительной причине, спроси у одноклассников, что было на уроке; поинтересуйся у учителя, что можно почитать по этой теме и пройди пропущенный материал самостоятельно.
Не отвлекаться во время уроков — отвлекаясь, ты упускаешь из внимания важный материал и комментарии к нему. Отвлекаться можно из-за друга, который сидит рядом и стремится всегда скорей сообщить тебе свежую шутку; на телефон с играми или свободным выходом в интернет; плеер; приставку да и много чего еще.
Зная, какие вещи тебя отвлекают, лучше не брать их с собой в школу, не доставать на уроке, а от друга отсесть подальше, по возможности объяснив, что и зачем ты делаешь. Если вокруг тебя не будет ничего интересного, ничего, что может тебя отвлечь, возможно тебе станет интересен сам урок.
Еще один способ, как хорошо учиться в школе - внимательно слушай учителя — слушай не только правила и задачи, но и то, что он о них говорит. Часто внимание учеников сосредотачивается только при словах «контрольная», «домашнее задание» или «оценка за четверть», но учитель обычно хорошо разбирается в своем материале, он может упоминать способ, которым задачу решить можно легче или говорить о мелких деталях жизни автора. Такие мелочи могут пройти незамеченными, а могут запомниться и пригодиться тебе на экзамене.
Задавай вопросы — не все учителя любят вопросы, кто-то может резко отреагировать на просьбу повторить или объяснить еще раз. Если тебе что-то непонятно, попробуй смягчить вопрос, сделай его уточняющим, спроси о чем-то конкретном.
Помочь тебе, если что-то непонятно, сможет не только учитель, можно попросить помощи у одноклассников, одноклассник который разбирается в теме иногда может рассказать ее тебе лучше, чем учитель, ведь он будет объяснять вашим языком, а не терминами из учебника.
Выполняй задания — не списывай их у других , решай самостоятельно. Домашние задания задают не просто так, их задача — закрепить твои знания, так что лучше всего, если ты будешь выполнять задание именно в тот день, когда его задали. Во-первых, так будет проще, ведь материал пройден только что, и ты хорошо его помнишь, и знаешь, как что решать. Во-вторых, ты действительно сможешь закрепить новый материал в памяти, а не мучительно вспоминать и учиться все делать заново потом. В-третьих, повторяя ты вырабатываешь навыки, «набиваешь руку», чем больше задач определенного типа ты решишь, тем проще будет решить такие задачи спустя какое-то время.
Структурируй свое время — если за день после школы тебе нужно успеть, в спортивную секцию, на курсы языка, сделать домашнюю работу и встретиться с друзьями, делай домашнюю работу первой. Количество дел, которые сделать еще предстоит, будет подстегивать, и ты будешь работать быстрее. Зная, сколько у тебя дел, ты уже не будешь так лениться.
Со школьной скамьи знакома, наверное, проблема лени, ощущение «ненужности» некоторых предметов, и, как следствие, падение желания заниматься. Хорошо научиться находить для себя выгодув этих нежеланных делах*. Вместо утверждения «Это мне не пригодится», задайте себе «а где мне это пригодится?». Так будете развивать навык успешного человека, видящего возможности даже там, где взгляду большинства они не заметны.
Должно быть обязательное правило: не гулять до тех пор, пока не сделаешь домашнее задание и не выучишь уроки.
Правило очень простое и легко выполнимое – делать домашнее задание по этому предмету в тот же день, когда его задали, не откладывать на потом. Делать домашнее задание не перед уроком, когда тебя спросят, а сразу после того, как его задали. У этого метода масса преимуществ: затрат времени не больше, а скорее меньше, ведь сразу после урока меньше вспоминать; психологически комфортно – сделал, и свободен; и, наконец, если задание очень сложное и сразу не решается – есть время подумать над ним на следующий день.
Пока идёте домой, постарайтесь вспомнить, что сегодня было на каждом занятии, на каждой лекции, как можно подробнее. Конечно, вспомниться не всё. Тогда, придя домой, откройте свои записи и повторите то, что не смогли вспомнить. Преимущества этого метода – нужно очень мало времени, личное время и учебное время не тратится, материал запоминается лучше всего.
Обращайтесь за советом и помощью к преподавателям, учителям, обсуждайте сложные моменты с одноклассниками. Не стесняйтесь задавать вопросы, уточнять не ясное. Ваш интерес – свидетельство того, что вы стремитесь разобраться в теме, это порадует любого педагога.
Начав учиться лучше, не бойтесь совершить ошибку, ответить неправильно. Случайные недочёты бывают у всех. Если вы сомневаетесь в чём-то, важно узнать, насколько правильно вы поняли материал. Избавьтесь от страха отвечать у доски, делать доклады, сообщения. Можно репетировать дома, тренироваться. Это поможет начать хорошо учиться, поскольку именно скованность нередко мешает достойно показывать свои знания, стресс не даёт воспринимать исправления и советы учителя.
Берегите все ваши записи, тетради, схемы, контрольные работы. Не выбрасывайте их, даже если перешли в другой класс, так как они наверняка и в дальнейшем вам пригодятся. Ведите собственные тетради, блокноты, выписывая туда всё непонятное, заучиваемое наизусть.
Держите в строгом порядке все ваши учебные принадлежности, книги, соблюдайте распорядок дня и не забывайте заниматься самостоятельно, вникая в непонятные темы, повторяя то, что уже стали забывать.
Всегда соглашайтесь выполнить реферат или презентацию. Поиск информации в интернете или книгах – хороший способ еще раз разобрать материал и прояснить не до конца понятные моменты, к тому же это значительно интересней, чем читать несколько довольно скучных параграфов, заданных на дом. Не берите готовые тексты, толку от них немного. К тому же преподаватель может задать вопросы.
Ни в коем случае не портите с преподавателями отношения. Настроенный дружелюбно учитель может закрыть глаза на недочеты или даже сделать скидку, с ним можно попробовать договориться о переносе сдачи реферата на день или два. А вот негативно настроенный преподаватель может придираться не по делу, выискивать малейшие ошибки и занижать оценки. Но не надо открыто заискивать перед учителями, это может настроить класс или группу против вас.
Всегда выполняйте письменные домашние задания, если вы знаете тему, это не отнимет много времени, если в уроке вы «плаваете», письменные задания помогут разобраться. Что касается устных заданий, если вы внимательно слушали на уроке преподавателя, будет достаточно раз или два пролистать учебник по соответствующей теме.
Если вы любите читать и делаете это быстро, обязательно читайте заданную литературу в несокращенном варианте. На уроках литературы очень заметно, когда ученики отвечают по кратким изложениям классики. Если вы читаете медленно, читайте сокращенные версии, но подстраховывайте себя изучением интернет-источников, так вы сможете представить себе текст более полно.
Но самый главный секрет хорошей успеваемости – инициатива. Если вы хорошо знаете тему, тяните руку, делайте это как можно чаще. Это практически гарантирует вам, что в ненужный момент (например, вы по каким-то причинам не сделали домашнее задание) учитель вас просто не спросит и не испортит вам итоговую оценку.
Так что же входит в умение учиться?:
-владение приемами быстрого чтения;
-умение сжимать большие тексты до нескольких предложений (способы структурирования учебного материала - составление тезисов, аннотирование, опорных схем;) ;
-навыки скоростного конспектирования;
-умение искать информацию в библиотеке и Интернет;
-владение приемами и методами запоминания текстов, цифр, иностранных слов;
-навыки управления вниманием;
-критическое осмысление при переработке информации;
-умение организовать свое время так, чтобы все успевать;
-коммуникативные умения.
умение преодолевать лень и мотивировать себя к учебе.
И что в результате?
1) Ты ощутишь повышение мотивации к учебе в связи с облегчением процесса обучения;
2) Будет развиваться умение учиться и самообразовываться;
3) Сформируются навыки ускоренного конспектирования, сворачивания больших объемов информации, поиска информационных источников, концентрации внимания, запоминания больших объемов информации, управления временем, подготовки к зачетам и экзаменам, эмоциональной саморегуляции;
4) Повысится уровень академической успеваемости.
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 10—12 ЛЕТ
ПО СПЛОЧЕНИЮ КОЛЛЕКТИВА
Подготовила : педагог – психолог Марценюк В.Г.
ИГРА «Особенное домино»
Правила игры:
первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т.д.
Вопросы для обсуждения:
что участники чувствовали, пока ждали, что к ним кто-нибудь «прицепится»;
старались ли они называть самые распространенные характеристики или, наоборот, им хотелось чем-то выделиться;
что нового они узнали друг о друге;
что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;
что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;
хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?
ИГРА « Разделись»
Проведите воображаемую черту посреди комнаты. Встаньте на этой черте. Теперь скажите «пусть все высокие перейдут в правую половину комнаты, а все низкие - в левую». Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать. Запретите детям разговаривать во время выполнения задания. Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто учится хорошо и тех, кто учится плохо. Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов. Затем попросите их выстроиться по успеваемости (если два человека учатся одинаково хорошо, они могут стать рядом).
Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких и низких». Все зависит от ситуации. Наклеивание «ярлыков» часто мешает общению и сотрудничеству.
Игровое упражнение «Подарок»
- Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдёте свой подарок. И помните, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, - предназначается именно вам каждому.
Каждый находит в комнате листок (в виде сердца, звёздочки и др.) со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание. Примеры пожеланий:
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.
3. Уважай чувства людей.
4. Любую проблему можно решить.
5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
6. Не сердись, улыбнись.
7. Начни свой день с улыбки.
8. Будь увереннее в себе.
9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятия.
10. Взгляни на своего обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.
ИГРА «Бабушкины ключи»
Материалы, необходимые для проведения: связка ключей и что-нибудь, чем можно обозначить черту, например два листка бумаги, два куска бумажного скотча, веревка и т. д.
Организация пространства для игры: свободное пространство от классной доски (ширина 3 м, длина 7м - чем больше ребят, тем больше пространство), далее параллельно доске обозначается черта (во всю ширину свободного пространства), далее за чертой должно оставаться столько места, чтобы могли поместиться все участники. На удалении 0,7 м от доски на пол кладутся ключи.
Инструкция: «У внуков и внучек есть такое развлечение - подшучивать над ба-бушкой. Особенно интересно украсть у бабушки ключи и наблюдать, как она их ищет. Мы в это сыграем. Я буду бабушкой, а все остальные внуками и внучками. Сначала вы разместитесь за этой чертой. У бабушки на пол упали ключи, ваша задача их стащить. Бабушка что-то готовит, но время от времени оглядывается. При этом бабушка ни за что не должна заметить никакого движения. Если она оглянулась и увидела какое-то движение, все возвращаются обратно за линию. Когда вам удастся схватить ключи, бабушка не должна увидеть не только движение, но и у кого находятся ключи. Если увидит, все возвращаются за линию. Игра заканчивается, когда ключи оказываются за чертой». Дав инструкцию, ведущий встает к доске так, чтобы ключи оказались несколько позади него, участники встают позади черты, и игра начинается. Во время игры ведущий может изображать бабушку, которая готовит. После нескольких неудачных попыток можно дать команде пару минут обдумать их стратегию.
Игра не только разминочная. Иногда (при соответствующей игре команды) можно в конце сделать вывод, что выиграть здесь можно только сообща, причем требуются люди с разными способностями - самый «широкий», самый бесшумный, самый ловкий и т. д. В некоторых ситуациях различия между людьми важны.
ИГРА «Японский театр, или Театр Кабуки»
Эта игра способствует сплочению участников и является хорошей разминкой.
Участники разбиваются на две команды.
Инструкция: «Все вы знаете игру «Камень, ножницы, бумага». В ней камень побеждает ножницы, ножницы - бумагу, а бумага - камень. Предлагаю вам сыграть в похожую игру, только команда на команду. Будет несколько раундов, перед каждым раундом командам дается одна минута на то, чтобы решить, какую фигуру будут показывать ее участники (каждый из команды - одну и ту же!). Потом команды строятся в параллельные шеренги лицом друг к другу (ширина пространства между шеренгами около 2 м) и по отмашке ведущего изображают ту фигуру, которую каждая из них выбрала. Фигуры три: самурай, дракон, японская принцесса. Самурай делает так... (ведущий изображает выпад вперед с махом мечом сверху вниз и пронзительным криком), дракон делает так... (шагает вперед, вздымает лапы и свирепо ревет), а принцесса так...(на лице «японская» улыбка, руки по швам, ладони отведены и держатся параллельно полу, ноги вместе и чуть согнуты. Принцесса быстро семенит мелкими шажочками и пищит «ти-ти-ти-ти-ти»). Дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает самурая, а самурай зарубает дракона». После каждого раунда ведущий оглашает победителя и общий счет.
Эта игра усиливает межкомандное соперничество, поэтому ее можно применять перед другими командными играми, где от участников требуется азарт и дух соперничества. Обычно проходит очень весело.
Игра «Разожми кулачек».
Как вы думаете, в чем причина наших негативных эмоций, наших проблем, конфликтов?
Конечно, главная причина в разном восприятии мира у людей. В противоречии интересов.
Сейчас я предлагаю вам поделиться на две группы (роза - ромашка). Встаньте в две шеренги друг напротив друга. Ромашки – сожмите ваши руки в кулаки, а розы должны попытаться их разжать. Затем поменяться местами.
Вот так и мы с вами в жизни пытаемся решить наши проблемы, трудности. Договориться, конечно, бывает друг с другом и детьми сложно, но этому надо учиться.
Игровое упражнение «Диалог двух карандашей».
Поделитесь на пары. Возьмите лист бумаги, один на двоих краски и кисти для рисования.
Предлагаю вам сейчас одну минуту посмотреть в глаза друг другу и почувствовать человека, который находится рядом с вами (его самочувствие, состояние и т.п.) и затем, нарисовать одну общую картину на листе ватмана без слов, не общаясь друг с другом. Участники занятия должны почувствовать друг друга.
Вопросы в конце задания: по желанию можете поделиться своими чувствами, мыслями.
Демонстрация картин. Краткий рассказ о том кто и что хотел изобразить, насколько получилось изобразить общую картину.
Трудно ли было выполнить это задание? Легко ли было рисовать общую картину, не общаясь друг с другом?
Игра «Рукопожатие втроем»
Психолог: Участники объединяются в тройки. Каждой тройке предлагается придумать рукопожатие, в котором принимает участие сразу три особы. В этом рукопожатии должна принимать участие только одна рука каждого либо левая, либо правая.
Игра «Изгой»
Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона.
Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».
Вопросы для обсуждения:
• Как вы узнали где ваша группа?
• Легко ли было найти своих?
Обращаясь к вороне:
• Почему никто не обращал на тебя внимания?
• Как ты себя чувствовал?
• Ребята почему вы не обращали на него внимания?
• Хотели ли вы быть на месте вороны?
• Тяжело ли быть не похожим на всех?
• Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?
Игра «Чем мы похожи»
Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в
круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.) ". Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Игра «Рюкзачок успеха»
Цель: развитие толерантности к себе и к участникам группы.
Материалы: чистые листы бумаги и ручки.
Процедура проведения:
Ведущий объясняет участникам, что для того, чтобы в жизни добиться спеха. Нужно уметь прежде всего правильно общаться с
людьми. Но это очень сложно. Общение с другими людьми требует наличия у человека разных качеств.
Ведущий предлагает детям собрать «рюкзачок успеха». Для этого каждый
подросток на отдельном листочке записывает два качества: первое помогает ему добиться успеха в общении, а второе - мешает. Затем се листочки подписываются и собираются в один яркий рюкзачок. Далее ведущий открывает рюкзачок и достаёт по одному листочку, зачитывает написанное, а дети определяют «обладателя» этих качеств. Все листочки возвращаются.
Обсуждение. Ведущий задаёт следующие вопросы:
- Что показалось сложным в этом упражнении?
- Кем считаете себя - пессимистом или оптимистом?
- что вы понимаете под словом «успех»?
- Как вы собираетесь развивать свои положительнее качества и бороться с
отрицательными?
"Умеем ли мы видеть друг друга?"
Игра «Комплименты»
Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
Сенсорная комната
Сенсорная комната – волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. В МБОУ « Кукушкинская школа – детский сад» размещено уникальное оборудование – или специальное ( в сенсорной комнате), позволяющее психологу мягко работать с учащимися школы и воспитанниками д\сада, проводить профилактику , развивающие занятия. Сенсорная комната имеет одну единственную цель – помочь обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему.
Занятия в сенсорной комнате — три этапа
1. Вводная часть с разминкой и ритуалом приветствия.
2. Основная релаксационная.
3. Подведение итогов с ритуалом прощания.
Три части ритуала создают эмоциональную мультисенсорную среду, выполняя задачи:
· профилактику эмоциональных нагрузок;
· согласование движений частей тела при восприятии звука, ритма и цвета;
· снятие чувства тревоги с переключением;
· создание положительных эмоций;
· преодоление агрессивного состояния и избавление от страхов;
· у детей развитие взаимодействия друг с другом;
· у детей улучшение внимания и памяти, развитие оригинального мышления.
Занятия проводятся индивидуально и в группе, согласно утвержденного графика и расписания.
Рекомендации для родителей по обучению
детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья
1. Обучение игре
Ваша задача - научить ребенка играть.
Какими бы ни были размеры вашей квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечные мебель, разложите посуду, предметы быта, одежду и т. д.
Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место.
В игровой форме вам будет проще познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить навыки пространственной ориентировки.
Как правило, дети с недостатками развития неуклюжи, поэтому в режиме дня отведите определенное время подвижным играм.
Ребенок с ограниченными возможностями, как и любой другой, нуждается в контактах со сверстниками.
2. Учим детей самостоятельности
Обучение детей с ограниченными возможностями должно строиться таким образом, чтобы они могли преодолевать определенные трудности, умели справляться с ними.
Дети должны жить заботами своего дома, вместе с вами устранять непорядок в одежде, пришивать пуговицы, вешалки, штопать дырочки.
Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
Не бойтесь отказать ребёнку в чём- либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ детей с ОВЗ и детей – инвалидов
Результат воспитания зависит от отношения родителей к самому факту рождения «особого» ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, понимания особенностей заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи. Даже само понимание того, в каком состоянии родители находятся, производит терапевтический эффект. Все негативные переживания имеют право на существование, человек не робот, и он не может реагировать по-другому. Эмоции, которые испытывают родители, очень неприятные и тяжелые, но все, же они имеют право на существование потому, что они попали в ситуацию психологической травмы, а при этом возникают именно такие переживания.
Принять ситуацию, это не значит бездействовать, напротив, это означает действовать, исходя из тех условий, в которые они попали, искать оптимальное взвешенное решение. Родители должны осознать истинное состояние ребёнка, принять и осуществить, рекомендованные врачом, психологом, педагогом-дефектологом, логопедом меры по дальнейшему воспитанию и обучению их ребёнка. Семьям, воспитывающим ребёнка с ОВЗ, необходимо понять себя, свои переживания, не загонять эти переживания в «угол». Обратиться за помощью к специалисту – не малодушие, а знак того, что человек хочет изменить свое состояние, хочет успешно действовать в сложившейся ситуации.
Как помочь родителям в сложившейся ситуации?
Для того что бы помочь себе справиться с этим тяжелым эмоциональным состоянием, следуйте некоторым советам.
• Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
• Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
• Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
• Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
• Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
• Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
• Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
• Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
• Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
• Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.
• Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
• Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.
• Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
• Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
• Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками.
• Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления.
Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями
Современные родители начинают готовить своего ребенка к приходу в ясли задолго до этого события. С ребенком гуляют во дворе, чтобы развить навыки общения, приглашают к нему в гости сверстников, рассказывают, как хорошо живут детки в детском саду. И малыш на вопрос взрослых, хочет ли он пойти в детский сад, с радостью улыбается и кивает.
Но когда ребенок оказывается в незнакомой обстановке, когда он видит, что мама скрылась за незнакомыми дверями, он приходит в отчаяние, следствием которого могут стать просто слезы или истерика. Подобное состояние может продолжаться и день, и два, и неделю...
Бывает и по-другому. Если малышу нравится общаться со взрослыми и детьми, он легко и непринужденно прощается в первый день с мамой и, смело взяв воспитателя за руку, без колебаний входит в группу. Он полон ожиданий, он не подозревает даже, что вместо сюрпризов его ждут разочарования. Он хочет играть в кубики, а его одевают и ведут гулять. Он хочет спать, а его сажают за стол. А главное — нет радом мамы, некому пожаловаться, не у кого потребовать желаемое. И тогда уже на следующий же день ребенок вряд ли с восторгом пойдет в ясли. Скорее всего, он будет плакать и прижиматься к маме.
К счастью, не все дети так тяжело переживают новый этап в своей жизни. Воспитатели отмечают, что легче адаптируются к детскому саду дети из семей, в которых ребенок является равноправным партнером по общению с мамой и папой, а не игрушкой для взрослых, не образцом для педагогических экспериментов.
Но если все же ребенок плачет при расставании с родителями по утрам, не стоит отчаиваться, так как после периода адаптации ребенок, скорее всего, уже не будет так расстраиваться из-за вашего ухода.
Проанализируйте, так ли переживает малыш, если в ясли его приводит не мама, а папа или другой член семьи. И если с кем-то из них ребенок по утрам чувствует себя более комфортно, то, пока он не адаптируется, пусть его приводят бабушка или дедушка, старшая сестра или брат. Спросите воспитателя, как долго после вашего ухода ребенок еще плачет. Если сразу после того, как он оказывается в группе, малыш перестает плакать, то спокойно отправляйтесь на работу или учебу. Ваш ребенок наверняка чувствует себя отлично.
Если воспитатель сообщает вам, что ребенок плачет еще очень долго после вашего ухода, постарайтесь узнать, какие занятия и игрушки способны отвлечь малыша от горьких переживаний: интересная книжка, яркая игрушка, завтрак. Тогда по дороге в детский сад родители могут подробно рассказать ребенку, какое приятное событие или какая интересная игрушка ждут его в группе. Причем, говорить надо даже в том случае, если ребенок еще не умеет разговаривать и не может вам ответить.
Если же воспитатель говорит, что ребенок плачет в течение всего дня, то можно предложить малышу взять с собой в группу какой-либо дорогой для него и привлекательный предмет: игрушку, книжку или предмет, который принадлежит маме (ленту, платок и т. д.).
Если у вас есть возможность, походите с ребенком в ясли первые дни (недели). Не бойтесь, что ребенок будет капризничать.
Если же вам непременно надо уйти и оставить ребенка в яслях, постарайтесь быть спокойными и уверенными сами. В противном случае ребенок может уловить ваше беспокойство и будет расстраиваться и плакать еще больше.
Что делать, если ребенок кусает других детей
Многие родители и воспитатели жалуются, что малыши часто кусают и сверстников, и взрослых, Прежде чем наказывать ребенка (что чаще всего и происходит), необходимо выяснить причину подобного поведения.
Бывает, что малыш, таким образом, поступает, пытаясь исследовать окружающий его мир. В этом случае взрослый, конечно же, должен твердо сказать «нет», «нельзя», объяснить, почему нельзя, и предоставить ребенку приемлемый способ реализации его потребности. Можно дать ребенку резиновое кольцо для кусания, кусочек хлеба, печенье или показать ему какой-нибудь интересный предмет, который заинтересует малыша.
Иногда кусание может стать выражением чувства беспомощности перед действительностью, следствие испытанного дискомфорта, с которым ребенок не умеет справляться сам. Например, если ребенок привык играть дома в одиночестве, но вынужден целый день находиться в окружении многих людей, он может выразить свое несогласие, протест в виде агрессии, укусов. Тогда укус станет способом защиты. В этом случае взрослый, заметив усталость и раздражительность ребенка, должен показать ему, где он может поиграть один, побыть в уединении. Или если ребенок не успокаивается, полон агрессии, лучше дать ему возможность выпустить «пар»: сбить кегли, бросить мяч, постучать резиновым молотком и т. д. или просто взять его на руки, почитать книгу.
Но все перечисленное лучше сделать лишь после того, как взрослый уделил внимание «жертве»: успокоил, поговорил, погладил, пожалел. Очень хорошо, если к этой процедуре будет приобщен и аленький «агрессор». Пусть он тоже погладит, пожалеет малыша, которого укусил.
Бывает, что ребенок кусается, так как просто не знает, как еще привлечь внимание взрослого, чем мяться, куда направить свою энергию. Тогда взрослый тоже должен уделить внимание, прежде всего «жертве», а потом научить ребенка способам развлечь себя самому.
Кое-кто из взрослых полагает, что если не замечать, что ребенок укусил кого-либо из детей и не заострять на этом внимание, то он забудет о такой неблаговидной форме взаимодействия и не будет больше так делать. Но практика показывает, что ребенок, проведя «разведку» и поняв, что такое введение является нормой (так как не последовало никакой реакции значимого для него взрослого человека), поступает так и в дальнейшем.
Некоторые родители полагают, что если они строго накажут ребенка за проступок, он запомнит это и научится действовать менее агрессивно. В качестве наказания они шлепают ребенка, кричат на него, а иногда предлагают тому, кого укусили, ответить обидчику тем же. Подобная реакция порождает целый клубок агрессии, и иногда таким способом общения и выяснения отношений сражаются» и другие дети в группе. Если в ответ на проявленную агрессию, мы будем не учить ребенка сопереживать тому, кого он укусил, а станем заставлять его просить у «жертвы» или у нас прощения, он либо очень скоро поймет, что можно действовать безнаказанно подобным способом, или, если ваше требование унизительно и невыполнимо для ребенка, он «замкнется» и в качестве протеста ни за что не будет просить прощения. Старайтесь не стыдить малыша за то, что он укусил ребенка, а объяснить ситуацию. Иначе он может сделать из вашего монолога только один вывод: «Я плохой, и никто меня не любит». Тогда ждите новых вспышек агрессии.
ИТАК, если ребенок кусает детей:
1. Выясните причину подобного поведения.
2. Если ребенок исследует окружающее, твердо скажите ему «нельзя!»
3. Если ребенок выразил, таким образом, протест, прежде всего уделите внимание «жертве». Попросите ребенка пожалеть обиженного им малыша.
4. Обязательно отреагируйте на укус, не оставляйте его без внимания.
5. Объясните ребенку, почему нельзя кусаться.
6. Не кричите ребенка, не шлепайте его.
7. Не заставляйте его просить прощение.
8. Не стыдите ребенка.
9. Уделите ребенку внимание. Он нуждается в этом.
Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками
Ребенок от года до двух лет может еще не понимать и не помнить правил поведения в группе детей, поэтому взрослые, прежде всего должны научить его, как следует общаться, взаимодействовать с окружающими, причем в этот возрастной период необходимо последовательно вводить определенные границы дозволенного и неукоснительно контролировать их выполнение.
Однако, общаясь с ребенком раннего возраста, необходимо учитывать его возможности.
Бытует мнение, что ребенок двух лет не способен делиться своими игрушками искренне. Дети этого возраста — собственники по своей природе. Если кто-то покушается на его игрушку, ребенок воспринимает это как угрозу собственной безопасности, как покушение на его личностное пространство. Можно, конечно, придумать некоторые «уловки», которые помогут урегулировать вспыхнувший конфликт на детской площадке. Например, попросите ребенка отдать игрушку — причину раздора — вам в руки, и тогда вы сами дадите ее поиграть другому малышу (но этот способ предполагает взаимодействие ребенка со взрослым, а не общение двух детей). Конечно же, взрослые не должны обвинять ребенка в жадности, так как это приведет только к формированию чувства вины. Главное — научить ребенка способам выхода из сложной ситуации, научить выслушивать просьбы другого, выражать свои собственные чувства и желания словами, а не криком и кулаками.
Примерно к трем годам ребенок уже может научиться делиться своими игрушками с детьми. Однако навык взаимодействия не появится сам по себе, без предварительных разъяснений взрослого, что такое «свои» и «чужие» вещи. В качестве профилактики появления такого поведения, когда ребенок не хочет давать свои игрушки другим детям, можно обращать внимание ребенка на состояние того малыша, которому очень хочется поиграть в игрушку. Желательно описать, что он может чувствовать. Можно спросить, хотелось ли когда-то вашему ребенку чужую игрушку.
Если же конфликт уже разгорелся, если из-за игрушки возникла ссора, взрослый должен отреагировать тут же. Можно предложить детям поменяться игрушками. Можно организовать совместную игру. Предложите детям «озвучить» проблему, то есть сказать словами, чего они хотят и чего не хотят. Отвлеките малышей, если это необходимо, например, выньте из сумки какой-то яркий предмет, книжку и т. д. или просто начните говорить необычно тихим или «необыкновенным» голосом. Используйте шутку.
Старайтесь не стыдить того ребенка, который не хочет поделиться своей игрушкой. Примерно с двух лет у детей формируется чувство собственности. Они вправе не понимать, почему должны отдать, например, машинку, в которую самим хочется поиграть.
Если же вы знаете о том, что малыш не склонен делиться игрушками, старайтесь не брать с собой на детскую площадку яркие, привлекательные для всех малышей машинки, куклы. Не провоцируйте конфликт. Подождите, пока ребенок сможет понять вас и научится взаимодействовать с другими детьми.
ИТАК, если ребенок не хочет делиться своими игрушками с другими детьми:
1. Объясните ребенку, почему он должен это делать.
2. Научите его выражать свои ожидания, протесты словами, а не криками.
3. Отвлеките детей.
4. Организуйте совместную игру.
5. Используйте шутку,
6. Не стыдите ребенка.
7. Не провоцируйте конфликт, не берите с собой на прогулку необычные яркие, привлекательные игрушки.
Что делать, если ребенок ревнует к другим детям
Проблема ревности может возникнуть как в семье (по отношению к братьям и сестрам), так и в детском саду (по отношению к другим детям в группе). Чаще всего дети яркими проявлениями ревности добиваются внимания взрослого. Иногда поведение маленького ревнивца становится агрессивным и может нанести вред окружающим.
Агрессивную вспышку взрослый должен постараться «погасить» и тут же предложить два-три приемлемых способа выхода из ситуации.
В качестве профилактики взрослому желательно почаще одобрять малейшее проявление дружелюбия и терпимости ревнивца по отношению к окружающим его детям. В те моменты, когда «соперники» играют мирно, воспитатели или родители могут похвалить их, дать детям понять, что они любимы и что внимание взрослого они скорее могут получить, демонстрируя доброжелательное отношение к другим. Даже совсем маленькие дети могут уловить и понять внимание и заботу.
Иногда острое чувство ревности может вспыхнуть при появлении в семье младенца. Старший ребенок может вести себя агрессивно по отношению к малышу, может начать грубить маме, отказываться от еды, от игрушек. Случается, что двух-трехлетний ребенок в подобной ситуации вдруг вновь просит у мамы соску, начинает «сюсюкать», а иногда — писать в штаны, хотя уже давно отвык от этих привычек.
Подобный регресс развития ребенка наступает вследствие непреодолимого желания, во что бы то ни стало вернуть внимание и расположение близких, занять прежнее место кумира в семье. Родители не должны критиковать ребенка, ругать и поддразнивать его. Лучше заострять внимание на его «взрослых» поступках. Например, ребенок поставил на место свои игрушки, самостоятельно застегнул пуговицы — похвалите его за это, тогда он утвердится в мысли, что быть большим — это огромная привилегия. Тогда ребенок поймет, что внимание родителей можно привлечь не только своей беспомощностью и зависимостью, но и «взрослыми» делами.
Однако только похвал ребенку будет, скорее всего, мало. Поэтому как бы ни было тяжело маме управляться с домашними делами и уходом за младенцем, она обязательно должна уделять время на общение со старшим ребенком. Причем в моменты такого общения, хотя бы 2-3 раза в день, внимание и любовь мамы должны быть безраздельными (без присутствия младенца).
Планируя следующий день, маме следует распределить время таким образом, чтобы побыть наедине со старшим ребенком. Конечно, это трудно, но возможно. Попробуйте — и вы убедитесь в этом сами. Кроме того, вы получите удовольствие от общения с вдруг повзрослевшим сыном или дочерью.
Бывает, что на помощь молодым мамам спешат бабушки и дедушки. Отлично! Общение с ними — спокойное и доброжелательное — поможет ребенку почувствовать свою значимость и любовь близких. Но такое общение полностью не компенсирует невнимание родителей. Более того, если добрые дедушка и бабушка, стремясь облегчить всем жизнь, забирают к себе старшего внука или внучку, ребенок, с одной стороны, «купается» во внимании окружающих, а с другой — чувствует оторванность от семьи, ненужность и брошенность. Если возможно, пусть лучше бабушка и дедушка побудут с младенцем, а мама погуляет со старшим ребенком, почитает ему книгу, порисует, просто посидит рядом. Если же бабушка и дедушка пока еще не готовы прийти на помощь, мама и папа, когда младенец спит, занимаясь домашними делами, могут привлекать к ним старшего ребенка, разговаривая с ним как можно больше. Главное для него — знать, что он любим и нужен родителям.
ИТАК, если ребенок ревнует к другим детям:
1. Одобряйте малейшее проявление дружелюбия и терпимости «ревнивца».
2. Не критикуйте ребенка, не поддразнивайте его.
3. Не стыдите малыша.
4. Заостряйте внимание на «взрослых» поступках ребенка.
5. Уделяйте безраздельное внимание малышу.
6. Не отдавайте ребенка надолго бабушкам и дедушкам.
Что делать, если ребенок называет себя другим именем
Маленькие дети достаточно часто просят называть себя именем какого-либо принца, героя мультика, любимой зверюшки. Причем дети не только просят называть себя так, но они и вести себя начинают по-другому: так, как ведет себя настоящий носитель этого имени. В некоторых случаях подобное поведение способствует развитию фантазии, творчества, но иногда, если повторяется достаточно часто, настораживает родителей.
Начиная с двух лет, многим детям перестает нравиться их собственное имя. В своих играх и в общении со взрослыми и детьми они часто просят и даже заставляют окружающих называть себя по-другому — то именем соседской девочки или мальчика, то сказочным героем. При этом фантазия ребенка не имеет границ. Если это происходит в игре и ребенок быстро забывает о том, кем он был вчера или два дня назад, и при этом всегда отзывается на свое настоящее имя, тревожиться не стоит.
Но бывает и так, что ребенок настоятельно требует, приказывает, чтобы его называли по-другому, желая стать не тем, кто он есть на самом, деле. Например, ребенок каждое утро, проснувшись, заявляет, что он — тигренок. Он отказывается идти завтракать, умываться, гулять, пока окружающие не назовут его обязательно тигренком. В этом случае мы советуем родителям спросить своего сына или дочку, почему он (или она) хочет, чтобы его (ее) называли именно так. Затем следует терпеливо объяснить или внушить ребенку, что он — это он и никем другим быть не может. При этом необходимо настойчиво называть ребенка его собственным именем.
Кроме того, взрослым, окружающим малыша, следует задуматься, почему ребенок хочет быть кем-то другим. Может быть, ему не хватает внимания, тепла, ласки. Может быть, это следствие ревности к кому-то. Может быть, ребенка не устраивает назидательный тон, которым к нему обращаются родители. Бывает и так, что ребенок не может, вследствие своих физиологических особенностей, привыкнуть к непосильно быстрому или невыносимо замедленному ритму жизни в семье.
В любом случае родители должны постараться уделять ребенку как можно больше
внимания, проявлять заботу о нем, больше разговаривать и советоваться с ним, не
стесняясь говорить ему о своей любви. Почувствовав себя нужным и любимым,
возможно, ребенок снова захочет стать самим собой.
ИТАК, если ребенок хочет, чтобы его называли другим именем:
1. Следует объяснить ребенку, кто он такой.
2. Нельзя запрещать ему в играх или фантазиях называть себя по-другому.
3. Не следует постоянно называть ребенка тем придуманным именем, которым он называет себя сам.
4. Необходимо уделять ребенку как можно больше внимания, играть с ним, разговаривать, чтобы он захотел стать самим собой.
5. Не стесняйтесь говорить ребенку о том, что вы его любите таким, какой он есть.
Что делать, если ребенок говорит грубые слова
Ребенок раннего возраста активно впитывает все, что видит и слышит, что происходит вокруг него. Он не просто видит и слышит, но и непроизвольно запоминает все увиденное и услышанное. И никто из взрослых не в состоянии запретить ему это делать. Поэтому проводить профилактику грубых и неприличных слов невозможно. Единственное, что можно сделать, так это самим не произносить подобные слова в присутствии ребенка. Тогда мы будем уверены хотя бы в том, что подобным выражениям ребенок научился не в семье. Но помимо общения с нами малыш наблюдает за детьми более старшего возраста, слышит речь взрослых на улице и в транспорте, смотрит телевизор и т. д.
Услышав что-то новое, незнакомое, ребенку хочется продемонстрировать перед взрослыми то, чему он только что научился, иногда ребенок с гордостью копирует не совсем приличную речь значимого для него взрослого (так как подражание — одна из черт детей раннего возраста). А иногда ребенок произносит нечто необычное для того, чтобы посмотреть на нашу реакцию, узнать, хорошо или плохо он поступает. Если мы станем ругать его и показывать свое раздражение и недовольство, возможно, он научится таким образом вызывать вспышки нашего гнева, тем самым завоевывать наше внимание к нему, пусть даже и негативное.
Поэтому, если мы слышим от ребенка неприличные слова, прежде всего необходимо спокойно, без лишних эмоций сказать ему, что так говорить НЕЛЬЗЯ. Вместо этих слов можно сказать, например, вот так... И взрослый дает образец другого высказывания, которое заменит произнесенную грубость. Ведь иногда ребенок говорит что-то не так, как хочется нам, потому что не умеет и не знает, как можно сказать по-другому.
Не следует читать малышу и длинных нотаций. Вряд ли он услышит все, что вы ему сказали, а тем более изменит свое поведение.
Если ребенок произносит грубые слова в общественном месте, в присутствии посторонних людей, лучше сразу извиниться за него и сменить тему разговора. В противном случае, если вы начнете его отчитывать и тем более накажете физически при посторонних, это может вызвать у него вспышку ярости. Тогда он начнет назло вам говорить подряд все плохие слова, которые он когда-либо слышал. Ни в коем случае не угрожайте ребенку тем, что если он скажет такое слово хотя бы еще один раз... Подумайте, что он может тут же произнести это слово, следуя своим импульсивным побуждениям «отомстить» вам. Тогда вам придется либо отказываться от своих угроз, либо тут же прибегнуть к обещанному наказанию.
ИТАК, если ребенок говорит грубые слова
1. Объясните ребенку, что такие слова говорить нельзя.
2. Покажите, какими словами можно заменить грубость.
3. Не ругайте его.
4. Дайте возможность ребенку выплеснуть его агрессию другим способом, например, в игре.
5. Отвлеките ребенка.
6. Не угрожайте ребенку наказанием.
7. Кратко извинитесь перед окружающими, если вы находитесь в общественном месте.
Что делать, если ребенка не «оторвать» от телевизора
Иногда полуторагодовалые - двухлетние дети могут часами просиживать у телевизора. Их привлекает, завораживает движение, мелькание на экране, они с удовольствием узнают уже знакомых героев сказок и даже взрослых сериалов. Многие родители тревожатся по этому поводу, приходят на прием к психологам за советом, что же делать, чтобы отучить малыша от этой «пагубной» привычки.
Конечно, бесконечное сидение у телевизора может отрицательно сказаться на здоровье ребенка, на его поведении, на взаимоотношениях в семье. Специалисты утверждают, например, что немало семей распадается оттого, что семейный ужин, который еще недавно был символом семейного счастья, с появлением телевизора превратился в «кинозал».
Отсутствие общих тем для разговора, глухое недовольство тем, что включили не тот канал, не тот фильм, не ту передачу, — все это отнюдь не способствует укреплению семейных уз.
Однако периодические просмотры телевизионных передач не могут принести так уж много вреда. Если родители заранее просматривают телевизионную программу, выбирают для ребенка подходящие передачи, а главное, во время просмотра находятся рядом с малышом, телевизор может стать источником интересной информации и дальнейших контактов с родителями.
Если же ребенок один часами смотрит телевизор, взрослые могут ограничить время просмотра: твердо сказать ребенку, что он будет смотреть только один (или два) мультфильма в день. Причем пусть ребенок сам выберет, что именно он будет смотреть.
Если же малыш сопротивляется, не соглашается на ваши условия, а продолжает капризничать и требовать включения телевизора, предложите ему выбор: смотреть передачу или поиграть с папой в футбол (погулять с бабушкой, с братом, вымыть с мамой посуду, поиграть всей семьей в лото).
Контакты с окружающими людьми гораздо важнее для ребенка раннего возраста, чем «чудеса голубого экрана». Поэтому, как правило, малыш с радостью отказывается от телевизионной передачи и живо откликается на предложение побыть вместе с мамой, с папой, конечно, только в том случае, если в семье царит положительная эмоциональная обстановка и налажен контакт с ребенком. Тогда, если ребенок сознательно сделает выбор, общение с родителями и другими близкими людьми принесет ему много счастливых минут и часов.
ИТАК, если ребенка не «оторвать» от телевизора:
1. Заранее познакомьтесь с телевизионной программой.
2. Выберите подходящие для ребенка передачи.
3. Смотрите передачи вместе с малышом. Объясняйте и обсуждайте увиденное.
4. Ограничьте время просмотра и количество передач.
5. Предложите выбор: смотреть телевизор или поиграть в увлекательную игру с родителями.
Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников.
1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали". 2. Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка. 3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака. 4. Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день. 5. Забудьте фразу"Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени. 6. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам. 7. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха ( ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов. 8. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным. 9. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!", похвала (даже если не очень получается)- необходимы. 10. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то …" 11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи. 12. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей. 13. Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка. 14. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние. 15. Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную. Советы матерям. 1. Ваш ребёнок лучший в мире, т.е. такой же хороший, как и все остальные дети. 2. Не мешайте ребёнку преодолевать трудности, и умело создавайте их. Не ругайте детей, при детях, во имя детей – никого, и тогда ваш ребёнок вырастет незлобным, добрым и обходительным. 3. Не пугайте ребёнка необходимостью читать, и может быть, он полюбит книги. 4. Самое лучшее воспитание – воспитание природой, добром и деятельностью, а не угрозами и упрёками. 5. Разрешайте ребёнку голодать от завтрака до обеда, это его сделает здоровым и весёлым. 6. Не нужно делать праздники для детей, нужно делать праздники вместе с детьми. 7. Чаще веселитесь, пойте красивые песни, приголубливайте своих детей, делайте вместе с ними что-нибудь, не ленитесь отдавать им частицу своей души, и у вас всё получится. 8. Не мучайся, если что не можешь сделать для своего ребёнка, но мучайся, если можешь, но не делаешь. 9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребёнку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему. 10. Люби своего ребёнка любым: и талантливым, и неудачным, и взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который ещё пока с тобой! Если ребёнок много видел, много понял, во много поучаствовал, научился выбирать, взаимодействовать, вступать в разумные компромиссы, если он не боится внешней среды и готов к сотрудничеству – вот есть человек! Советы родителям. Проводя с ребёнком развивающие занятия, необходимо знать, какие способности и навыки должны формироваться у ребёнка в процессе учёбы наиболее ярко. Именно они характеризуют уровень развития школьника. Их яркое проявление – характерный симптом общей одарённости ребёнка. Ниже приводится список этих качеств. Познавательные способности и навыки: 1. Владение большим объёмом информации. 2. Богатый словарный запас. 3. Перенос усвоенного на новый материал. 4. Установление причинно – следственных связей. 5. Умение делать выводы. 6. Умение интегрировать и синтезировать информацию. 7. Участие в решении сложных проблем. 8. Организация информации. 9. Умение улавливать сложные идеи. 10. Умение наблюдать тонкие различия. 11. Чувствительность к противоречиям. 12. Использование альтернативных путей поиска информации. 13. Анализ ситуации. 14. Умение оценивать как сам процесс, так и результат. 15. Умение предвидеть последствия. 16. Умение рассуждать. 17. Построение гипотез. 18. Применение идей на практике. 19. Способность к преобразованиям. 20. Критичность в мышлении. 21. Высокая любознательность. Перечисленные характеристики можно использовать для ориентировочной оценки развития ребенка. В самой упрощённой форме отметьте галочкой позиции, которые наличествуют у ребёнка. Посчитайте количество "галочек". Это и будет показателем его развития. Чем больше "галочек ", тем более развит ребёнок. |
5 класс – адаптация ребенка
Переход в 5 класс – это серьезные перемены в жизни школьника, который к тому же переживает еще и возрастные изменения.
Адаптация ребенка потребует особого внимания родителей.
К чему нужно адаптироваться?
К чему заставляет адаптироваться ребенка 5-й класс?
· К новому классному руководителю и наличию разных учителей по предметам.
· К разным кабинетам (и часто даже к новому зданию, т.к. начальная школа могла находиться отдельно).
· К новому коллективу одноклассников.
· К разным стилям преподавания.
· К разным требованиям учителей.
· К новым стандартам поведения.
· К большому объему информации.
· К новой школе (при переходе в новое учебное заведение).
Задачи адаптации в 5 классе
Перед учеником 5-го класса выстраивается ряд задач, которые ему придется решить:
· сформировать навыки и умения обучения в новых условиях;
· сформировать представления о себе как о личности с возможностями разностороннего развития;
· развивать эмпатию;
· научиться контролировать свои эмоции, управлять ими;
· развивать умение добиваться цели;
· развивать в себе умение соревноваться и сравнивать свои и чужие результаты;
· научиться принимать успехи и поражения;
· сформировать навыки сотрудничества внутри коллектива;
· развивать учебную мотивацию, познавательную активность;
· развивать в себе самостоятельность и ответственность.
Побочные действия адаптации к 5-му классу
Адаптация к 5-му классу может вызывать у ребенка:
· чувство неуверенности;
· чувство страха перед несоответствием своих способностей ожиданиям ребенка;
· повышенную тревожность;
· снижение работоспособности;
· проявления забывчивости, неорганизованности;
· обостренная «развязность» в поведении/ робость;
· психосоматические заболевания.
Неуспешная адаптация ребенка
Адаптация ребенка к 5 классу не всегда проходит успешно. Этому могут способствовать:
· неудовлетворенность желаний и потребностей ребенка;
· проблемы в общении со сверстниками;
· неудовлетворенность своим статусом в обществе подростков;
· неспособность устанавливать прежние достижения, получать прежние результаты – снижение успеваемости.
Неуспешная адаптация 5-классника может привести к:
· демонстрации асоциального поведения (агрессия, закрытость, обидчивость, игнорирование или частичное нарушение правил поведения и т.п.);
· обиде ребенка;
· чувству беспомощности;
· высокой самооценке (для самозащиты)/ низкой самооценке;
· формированию мотива неудач;
· неврозам и другим расстройствам нервных процессов, что проявляется в частых заболеваниях;
· формированию чувства неполноценности.
Советы родителям 5-класников
Психологи предлагают свои рекомендации для родителей 5-классников с целью более легкой адаптации:
· первое время не «выбивать» из ребенка прежних результатов в учебе;
· не ругать ребенка в присутствии друзей и других родственников;
· не сравнивать с другими детьми;
· не унижать и не оскорблять ребенка в словесной форме;
· не наказывать, лишая ребенка удовольствия;
· постепенно приучать ребенка к самоконтролю и самоорганизации;
· при выборе спецкласса или спецкружка учитывать способности и заинтересованность ребенка;
· не забывать о неформальном общении с ребенком в доброжелательном тоне;
· активно демонстрировать свою заинтересованность в школьной жизни ребенка;
· поддерживать ребенка в сложных эмоциональных состояниях;
· контролировать состояние здоровья ребенка;
· быть терпеливыми и чаще вспоминать о любви к ребенку, о его ценности.
Адаптация ребенка к 5 классу непременно пройдет успешно, если ребенок будет ощущать родительскую любовь и поддержку.
Терпения вам и успехов вашему школьнику!